Что такое Бизнес-План?

Бизнес-план компании является одним из важнейших документов. Это может служить многим целям. Он может использоваться менеджерами и руководителями для внутреннего планирования. Этот документ может быть использован в качестве основы для заявок на кредит от банков и других кредиторов. Бизнес-план может быть использован, чтобы убедить инвесторов, что компания является хорошей инвестицией. Для начинающих предприятий процесс подготовки бизнес-плана служит дорожной картой будущего, заставляя предпринимателей и владельцев бизнеса продумывать стратегии, оценивать основные бизнес-концепции, распознавать ограничения бизнеса и избегать множества ошибок.

Практически каждому бизнесу нужен бизнес-план. Отсутствие надлежащего планирования является одной из наиболее часто упоминаемых причин неудач бизнеса. Бизнес-планы помогают компаниям определять цели и задачи и предоставляют им тактику и стратегии для достижения этих целей. Бизнес-планы не являются историческими документами, скорее, они представляют собой набор управленческих решений о необходимых шагах для бизнеса, чтобы достичь его целей и выполнять все в соответствии с его возможностями.

Ситуации, требующие бизнес-плана
Бизнес-планы имеют несколько основных применений. К ним относятся внутреннее планирование и прогнозирование, получение финансирования для текущих операций или расширения, запланированных слияний и поглощений, а также реструктуризации или реорганизации. В то время как бизнес-планы имеют элементы, общие для всех целей, большинство бизнес-планов составляются в соответствии с их конкретным назначением и предполагаемой аудиторией.
При использовании для внутреннего планирования бизнес-планы могут служить основой для деятельности всей компании, а также отдельных подразделений и отделов. Производительность и прогресс компании можно сравнить с запланированными целями, включая продажи, расходы, временные рамки и стратегическое направление. Бизнес-планы также помогают руководству определить и сосредоточиться на потенциальных внутренних и внешних проблемных областях. Предлагаемые решения и планы действий в чрезвычайных ситуациях включены в бизнес-план. Бизнес-планы также охватывают такие области, как маркетинговые возможности и будущие потребности в финансировании, которые требуют внимания руководства. Определяя будущее компании, бизнес-планы могут быть использованы, чтобы убедить руководство и других лиц за пределами компании в ее многообещающем будущем.
В идеале каждый человек в компании, будет использовать информацию, содержащуюся в бизнес-плане. На верхних уровнях управления бизнес-план используется для установления целевых показателей эффективности для общих и подразделенных операций. На уровне отделов руководители используют бизнес-план для принятия решений в отношении текущих операций. Они также оценивают эффективность работы персонала с точки зрения целей, изложенных в бизнес-плане. Сотрудники, которые проинформированы о бизнес-плане, могут оценивать и корректировать показатели с точки зрения целей и ожиданий компании.

Другое внутреннее использование бизнес-планов заключается в реструктуризации или реорганизации бизнеса. В таких случаях бизнес-планы описывают действия, которые необходимо предпринять, чтобы восстановить прибыльность или достичь других целей. Необходимые операционные изменения указаны в плане вместе с соответствующим сокращением расходов. Желаемая производительность и эксплуатационные цели определены, часто с соответствующими изменениями в производственном оборудовании, рабочей силе и определенных продуктах или услугах.

Банки и другие кредиторы используют бизнес-планы для оценки способности компании справляться с большим количеством долгов и, в некоторых случаях, с долевым финансированием. Бизнес-план документирует потребности компании в денежных потоках и предоставляет подробное описание ее активов, капитализации и прогнозируемых финансовых результатов. Он предоставляет потенциальным кредиторам и инвесторам достоверные факты о деятельности компании, чтобы можно было точно идентифицировать и оценить риски.
Бизнес-план является основным источником информации для потенциальных покупателей компании или одного из ее подразделений или товарных линий. Как и в случае с внешними кредиторами и инвесторами, бизнес-планы, подготовленные для потенциальных покупателей, предоставляют им поддающиеся проверке факты и прогнозы относительно эффективности компании. Бизнес-план должен отражать основную бизнес-предпосылку или концепцию компании, представлять ее сильные и слабые стороны, а также указывать на долгосрочную жизнеспособность компании. Когда компания пытается продать подразделение или линейку продуктов, бизнес-план определяет новый бизнес-объект.


Подготовка бизнес-плана
Процесс подготовки и разработки бизнес-плана является интерактивным и охватывает все функциональные области компании. Успешные бизнес-планы обычно являются результатом командных усилий. Менеджеры, с помощью сотрудников, предоставляют информацию, основанную на их специальных областях знаний и технических навыков. Высшее руководство обеспечивает общую поддержку процесса планирования, а также общие рекомендации и отзывы о плане по мере его разработки.
Некоторые компании делают процесс планирования непрерывным. В других случаях, например при приобретении другой компании, может потребоваться подготовить бизнес-план в короткие сроки. Процесс можно ускорить, определив, какая информация требуется от каждого участника. Затем участники могут встретиться, чтобы завершить только те компоненты плана, которые необходимы немедленно. Во время процесса планирования обычно желательно поощрять командную работу, особенно по функциональным направлениям. Различные менеджеры могут работать вместе, чтобы собирать и анализировать данные до начала официального планирования, тем самым помогая различным менеджерам достигать последовательных целей.

В процессе планирования можно выделить несколько основных шагов. Первым шагом является организация процесса путем определения того, кто будет участвовать, определения основной сферы действия плана и установления сроков, в течение которых план должен быть выполнен. Высшее руководство не только сообщает о поддержке процесса планирования, но и определяет обязанности каждой участвующей стороны.

Как только процесс планирования будет полностью организован, участники могут начать процесс оценки. Внутренние и внешние оценки основаны на обширном сборе информации. Сильные и слабые стороны определены в каждой функциональной области бизнеса. Кроме того, оценивается общая структура управления компанией. Полезно оценивать такие внешние факторы, как общая экономика, конкуренция, соответствующие технологии, тенденции и другие обстоятельства, находящиеся вне контроля компании, которые могут повлиять на нее.
Постановка целей и определение стратегий являются следующими ключевыми шагами в процессе планирования. Используя оценку внутренних и внешних факторов, вырабатываются фундаментальные цели для бизнеса. Соответствующие области – это способ, которым она решает конкурировать, ее рыночная ориентация и философия обслуживания клиентов. Затем устанавливаются конкретные рабочие характеристики и операционные стратегии, основанные на этих целях.

После того как стратегии и цели были определены, они переводятся в конкретные планы и программы. Эти планы и программы определяют, как будут управляться ресурсы компании с целью реализации ее стратегий и достижения поставленных целей. Конкретные области, которые требуют собственных планов и программ, включают общую организацию компании, продажи и маркетинг, продукты и производство, а также финансы. Наконец, эти конкретные планы объединены в завершенный бизнес-план.

Элементы бизнес-плана
Бизнес-планы должны включать достоверные фактические данные, обычно получаемые из широкого круга источников. Планы должны быть написаны последовательно и реалистично. Противоречия или несоответствия в бизнес-плане вызывают сомнения в умах его читателей. Проблемы и риски, связанные с бизнесом, следует описывать, а не избегать, а затем использовать в качестве основы для представления продуманных решений и планов действий в чрезвычайных ситуациях. Бизнес-планы могут быть адаптированы к потребностям и интересам конкретной аудитории путем выделения или представления определенных категорий информации в различных версиях плана.
Бизнес-планы содержат ряд конкретных элементов, а также некоторые общие характеристики. К ним относятся общее описание компании и ее продуктов или услуг, резюме, организационные схемы, планы продаж и маркетинга, финансовые планы и производственные планы. Они описывают общее направление компании с точки зрения ее основной философии, целей и задач. Бизнес-планы объясняют конкретные шаги и действия, которые будут предприняты, а также их обоснование. То есть они не только рассказывают, как компания будет достигать своих стратегических целей, но и рассказывают, почему были приняты конкретные решения. В результате бизнес-планы – это набор управленческих решений о том, как компания будет действовать в соответствии с указанным планом действий, с обоснованием этих решений. Ниже приведены краткие описания основных элементов бизнес-планов.

1. Исполнительное резюме.
Обычно это сводка всего бизнес-плана на 2-5 страниц. Это важная часть плана, поскольку этот раздел призван привлечь внимание читателя и вызвать интерес к компании. Обычно этот раздел включает в себя заявление о миссии компании и суммирует ее конкурентные преимущества, прогнозы продаж и прибыли, финансовые требования, планы по выплате займов кредиторам или инвесторам, а также объем запрашиваемого финансирования.

2. Описание бизнеса.
Описание бизнеса включает в себя не только профиль компании, но и картину отрасли, в которой работает компания. Каждая компания работает в определенном контексте, который влияет на ее потенциал роста. Описание операционной среды компании может охватывать новые продукты и разработки в отрасли, тенденции и перспективы развития отрасли, а также общие экономические тенденции.
Цель описания бизнеса – предоставить читателям уникальные возможности, которые дают компании конкурентное преимущество. Краткая история показывает, как были разработаны конкретные продукты и услуги. Контракты и соглашения, влияющие на бизнес, могут быть упомянуты (а также включены в приложение к бизнес-плану). Другие темы включают в себя эксплуатационные процедуры, исследования и разработки.

3. Описание продуктов или услуг.
Цель этого раздела – дифференцировать продукты или услуги компании от продуктов конкурентов. Он описывает конкретные потребности клиентов, которые однозначно удовлетворяются продуктами или услугами компании. Особенности продукта переведены на преимущества для клиентов. Можно описать жизненный цикл продукта и его влияние на продажи и маркетинг.

4. Описание организационной структуры.
Качество управленческой команды компании может быть наиболее важным аспектом бизнес-плана. В этом разделе представлены сильные стороны управленческой команды компании, подчеркивая соответствующий опыт, достижения и прошлые результаты. Ключевые области включают способность руководства обеспечивать планирование, организационные навыки, контроль и лидерство. Этот раздел также содержит информацию о собственности и рабочей силе компании. Он может представлять существующую или запланированную организационную структуру, которая будет выполнять цели, изложенные в бизнес-плане.

5. Анализ рынка.
Тщательный анализ рынка служит основой для планов продаж и маркетинга компании. Анализ обычно охватывает конкуренцию компании, клиентов, продукты и признание рынка. Конкурентный анализ детализирует сильные и слабые стороны конкуренции, обеспечивая основу для выявления рыночных возможностей. Анализ клиентов дает представление о том, кто покупает и использует продукты или услуги компании. В этом разделе бизнес-плана подчеркивается, как продукты или услуги компании удовлетворяют ранее невыполненные потребности рынка. Это также включает в себя доказательства того, что на рынке приняты уникальные продукты или услуги компании.

6. План по продажам и маркетингу.
Маркетинговый план определяет методы и действия, которые будут использоваться для достижения целей компании по доходам. Различные результаты доходов могут быть представлены, чтобы учесть планирование на случай непредвиденных обстоятельств в области финансов и производства. В этом разделе описывается клиентская база компании, продукты или услуги, а также программы маркетинга и продаж. Последнее подтверждается выводами, сделанными из анализа рынка.

7. Производственный план.
Производственный план обычно включается, если бизнес вовлечен в производство продукта. На основе плана продаж и маркетинга производственный план охватывает варианты производства, которые доступны для производства желаемого ассортимента продукции. Производственный план содержит информацию, которая позволяет составить бюджет (например, для рабочей силы и материалов). В непроизводственных компаниях этот раздел будет охватывать развитие новых услуг.

8. Финансовый план.
В этом разделе рассматриваются требования к финансированию и движению денежных средств, которые подразумеваются в других областях бизнес-плана. Он содержит прогнозы доходов и движения денежных средств. Описан метод бюджетирования компании и ее финансовый контроль. Финансовые прогнозы должны подтверждаться поддающимися проверке фактами, такими как данные о продажах или исследования рынка. Ежемесячные данные обычно приводятся в течение первых двух лет, затем идут годовые цифры в течение следующих нескольких лет. Если бизнес-план написан для инвесторов или кредиторов, требуемая сумма финансирования может быть включена в этот или отдельный раздел.

9. График реализации.
В этом разделе приведены ключевые даты, относящиеся к финансам, маркетингу и производству. Он указывает, когда требуется конкретное финансирование, когда будут проводиться конкретные аспекты маркетинговой кампании, а также сроки поставки, основанные на графиках производства.

10. Планы действий в чрезвычайных ситуациях.
В этом разделе определяются проблемы, с которыми может столкнуться компания, и намечаются планы действий в чрезвычайных ситуациях для преодоления и решения этих проблем.

11. Другие детали.
Большинство бизнес-планов включают оглавление и титульный лист, содержащий основную информацию о компании. Приложение может включать в себя разнообразную документацию, которая поддерживает различные разделы бизнес-плана. Среди пунктов, которые можно найти в приложении, есть сноски из основного плана, биографии, графики и диаграммы, копии договоров и соглашений и ссылки.