Поведенческие факторы представляют собой целый комплекс, и их можно разделить на несколько основных видов, которые, в свою очередь подразделяются на множество подвидов.
1). Время, проведенное на сайте. Это важный показатель, так как наглядно демонстрирует, насколько сайт интересен посетителю. Чем больше посетитель провел на сайте – тем этот сайт интереснее и полезнее. Однако этот фактор очень легко накрутить, поэтому он анализируется в совокупности с некоторыми (а то и со всеми) другими видами, например, глубиной просмотра или поведением юзеров на страницах. Многие новички ошибочно полагают, что временем, проведенным на сайте или глубиной просмотра весь анализ и ограничивается, и вместо того, чтобы улучшать свой сайт, адаптировать его непосредственно под человека, начинают накручивать эти параметры часто самыми примитивными методами, нередко тратя на это бесполезное и даже вредное занятие существенные деньги.
2). Глубина просмотра. Этот показатель включает в себя количество страниц, которые просмотрел один посетитель. Очень многие оптимизаторы стараются делить большие статьи на части, чтобы читатель в поисках продолжения переходил со страницы на страницу, увеличивая тем самым глубину просмотра. С одной стороны это правильный шаг, но с другой стороны, если статья не очень интересная, посетитель на остальные страницы переходить не будет, тем самым не создавая им никаких поведенческих факторов. Поэтому лучше статьи не делить на части, какой бы величины они ни были, а просто стараться добавлять новые статьи, чтобы у юзера было больше выбора. Впрочем, этот показатель тоже можно накрутить, хотя это и труднее сделать.
3). Показатель отказов. Вообще-то, он аналогичен первому пункту – «время, проведенное на сайте», однако и имеет некоторые отличия. Например, если посетитель зашел на страницу, и через 10-15 секунд вышел с нее, то значит это «отказ» (от просмотра), может означать что угодно – или эту информацию человек уже видел на другом сайте, или же за эти секунды понял, что это ему не нужно, или что-то еще. Это касается и всего сайта в целом – если посетитель зашел на страницу из выдачи, и сразу же ушел обратно – это значит, что его принципиально не интересует сам сайт. Если же он зашел на страницу с другой страницы этого же сайта – то это совсем другое. Первый вариант очень страшен для сайта, второй – не очень, если, конечно, таких «отказных» страниц мало в общей массе.
4). Поведение посетителя на странице. Это очень тонкий анализ, но у поисковых систем имеются все средства, чтобы его производить. Однако, прежде всего, такой анализ используется не для того, чтобы определить плохие или хорошие поведенческие факторы страницы, а для того, чтобы выявить накрутку, или отсутствие её. Дело в том, что сымитировать поведение человека на странице автоматизированными методами очень сложно, если вообще возможно. Алгоритмы поисковых систем как раз и направлены на «неестественные» моменты поведения посетителей на страницах. Если такие моменты обнаруживаются в достаточном для вынесения вердикта объеме, то сайт ждут жестокие санкции. Если же накрутки не обнаружено, значит в «карму» сайта плюсуются все его положительные поведенческие факторы, и тут уж как получится – перевесят они отрицательные факторы, или не перевесят.
5). Кликабельность сайта в выдаче. Этот параметр означает, что пользователи выдачи поисковых систем не всегда кликают на первый попавшийся сайт. Дело в том, что сначала они оценивают название страницы и ее описание в сниппете. Если им все подходит – кликают. Если не подходит – «перепрыгивают» через ссылку и кликают на сайт, который расположен ниже по списку. Это очень важный показатель для поисковых систем, и может сыграть как положительную, так и отрицательную роль в судьбе сайта. Поэтому заголовки страниц и их описания в тэге «description» нужно составлять как можно более релевантными всем запросам, встречающимся на них.
6). Повторные посетители. Это означает, что сайт имеет таких посетителей, которые когда-то были на сайте, а через некоторое время вернулись на него. Ну, раз посетитель вернулся, значит, сайт ему походит, это понятно. Еще лучше, если посетитель добавил сайт себе в закладки и возвращается на него постоянно. Однако этот параметр имеет свое процентное отношение к общему числу посетителей, и если сайт находится в топах выдачи, и получает из них постоянно большое число новых посетителей, то количество возвратившихся не может превышать 50% от общего количества поступающего трафика. Если же этот процент выше, то значит, сайт недостаточно хорошо раскручен, и новых посетителей на него поступает мало. Низкий процент вернувшихся однозначно свидетельствует о том, что сайт, может быть, и интересен для людей, но все же полезен в недостаточной степени.
Есть еще один момент, который хоть и трудно отнести к поведенческим факторам, но он обычно учитывается поисковыми системами в комплексе с ними. Это - не поисковый трафик. Если сайт становится популярен, то он очень быстро начинает получать переходы и непосредственно с социальных сетей, блогов, всяких форумов и других подобных ресурсов. Правда, такой трафик очень часто является искусственным, так как может просто закупаться обладателем раскручиваемого ресурса. Однако если сайт по-настоящему интересный и полезный, то поисковые системы не придают этому обстоятельству особого значения. Ведь для них главное – определить качество ресурса, а не тратить мощности на выявление сайтов, использующих покупной трафик, тем более по большому счёту это определить очень трудно, а часто и невозможно.
Таким образом мы рассмотрели основной способ успешного продвижения веб-ресурсов в топы выдачи поисковых систем – хорошие поведенческие факторы. Остальное всё или давно устарело, или не работает изначально. Делайте сайт для людей, и непременно добьётесь успеха в поисковых системах. Удачи!